Первый внедорожный

Не клюзом единым: выбираем правильно клюз или направляющие рлики

Лебедочный клюз в сознании джиперов занимает одно из последних мест. Вот колеса, лебедка, хабы — это важно, а какой-то там клюз… Не все ли равно, какой поставить? Между тем, с клюза и начинается внедорожник, причем в прямом смысле — как правило, это самая выступающая вперед деталь подготовленного к покорению грязи автомобиля! Попробуем разобраться, как его выбирать и существуют ли альтернативы.

На первых автомобильных лебедках со стальным тросом исторически использовались как роликовые направляющие, так и щели в массивных бамперах, ставшие первыми прообразами лебедочных клюзов. Со временем большинство производителей электрических и гидравлических лебедок, оснащенных стальными тросами, для своей продукции в качестве направляющих стали применять ролики. Однако выбор между клюзом и роликами обусловлен в первую очередь тем, какой трос планируется использовать.

Лебедка с направляющими рликами

Немного о клюзах

С появлением синтетических тросов производство клюзов (кстати, сам термин «клюз» заимствован из языка моряков и означает как раз отверстие, через которое пропускается якорная цепь или канат) стало стремительно развиваться. В настоящее время основной материал для их изготовления — алюминий. По нему хорошо скользит синтетический канат, он легок и прост в обработке. Такие клюзы с помощью анодирования могут быть окрашены в различные цвета. Однако, довольно часто встречаются и клюзы из чугуна. Чаще всего, они бывают черного цвета. Клюзы выпускаются различных размеров. Как правило, лебедки комплектуются клюзами по ширине барабана. Например, практически на каждой модели квадроциклетных лебедок redBTR – свой клюз.

Лебедка с алюминиевым клюзом
Что касается геометрических характеристик, то, кроме ширины, при выборе конструкции клюза следует обращать внимание на качество обработки радиуса закругления внутренней щели, через которую проходит трос лебедки. Идеально, если радиус закругления с внутренней и внешней сторон пластины одинаков — это позволяет избежать истирания троса при его намотке на крайних витках лебедочного барабана. Категорически противопоказан «прямой» угол на внутренней стороне клюза — на острой кромке оплетка каната моментально перетирается. Основное преимущество клюза – это, безусловно, его «вечность». В нем попросту нечему ломаться, поэтому, выбирая клюз, можно быть уверенным в том, что покупать новый не придется (если, конечно, не планируете использовать стальной трос). Ещё можно отметить то, что клюз гораздо менее громоздкий, нежели ролики, а значит, лебедки с клюзами подходят для скрытого монтажа (в т.ч. и за бампер).

Теперь поговорим о направляющих роликах

Направляющие ролики (не путать с просто «роликами» - так часто называют блоки усиления!) – это полноценная альтернатива металлических клюзов. Они обрели популярность из-за удобства использования. Ролики расположены в четырех плоскостях, а скольжение троса по вращающимся роликам не приводит к их истиранию. Размеры направляющих роликов также варьируются от установки на лебедки для квадроциклов, до лебедок на автомобили и эвакуаторы. Важно отметить, что роликовые направляющие используются только со стальными тросами, так как при применении с кевларовыми тросами происходит частое закусывание троса в углах роликов, что приводит к его ускоренному износу.


Если бы в знаменитом фильме братьев Вачовски «Матрица» Морфеус был заядлым джипером – скорее всего, вместо синей и красной таблетки он предлагал бы выбор между клюзом и роликами для лебедки :)


Назад
Поделится в соцсетях:
X
КАТАЛОГ Акции О нас Техраздел Как купить Контакты Журнал ПЕРВЫЙ ВНЕДОРОЖНЫЙ Блог Школа ОФФ-РОУД Тюнинг своими руками Поиск лебедки по серийному номеру Новости rus/en Войти