Вот оно, счастье любого джипера: застрять «по самое ни хочу» и выбраться с помощью другого внедорожника, трактора или дерева. Но как именно выбираться? Для этого в арсенале всегда что-то должно быть: лебедка, буксировочный трос, набор шаклов и так далее… Разбираемся вместе, что будет по-настоящему полезно при прохождении бездорожья и использовании лебедок.
Есть такое крылатое выражение: «Каким бы ни был внедорожник, а застрянет он всегда!». Отчасти,
оно правдиво: без использования дополнительных средств самоспасения прохождение бродов,
раскисшей грязи, песочных засад и иных «прелестей» бездорожья зачастую не представляется возможным.
Однако, при использовании лебедок практически все подобные препятствия становятся лишь временной,
интересной преградой. Но для лебедок существует множество разных аксессуаров: одних только тросов
несколько видов! И как в этом всем разобраться, если вы – новичок или не совсем опытный джипер?
Сейчас расскажем!
Тросы, стропы, снова тросы...
В автомобильной практике словом «трос» называют то, что может надежно и гибко соединить машину с машиной при буксировке или обхватить что-то (дерево, камень) при
винчевании, передать сообщаемое усилие и выдержать большие нагрузки. Называют просто по функции, а какой
«трос» в сечении и из чего он сделан, в разговоре вторично.
Буксирным тросом назовут и собственно круглый стальной трос, и синтетическую стропу в виде ленты. При этом
никто не будет называть его буксирной лентой и правильно сделает, потому что прижилось — «буксирный трос».
Итак, если читаете «трос», а на фото плоская стропа, помните — речь о целевом назначении снаряжения.
Именно вопросы назначения тросов мы сейчас и разберем.
Лебедочный трос предназначен для вызволения автомобиля на бездорожье при помощи автомобильной
лебедки. Один конец крепится к барабану лебедки, второй закрепляется за любой неподвижный предмет или
другой автомобиль.
В процессе намотки троса на барабан вытаскиваемый автомобиль движется по направлению к якорю (дереву,
другому автомобилю и т.п.).
Трос для лебедки, по форм-фактору самый настоящий
трос: длинное плетеное изделие из стальных или синтетических нитей.
Стальной и синтетический тросы отличаются материалом, весом, комфортом работы, стойкостью к внешним
факторам и т.п. Выбор зависит от условий эксплуатации и личных предпочтений владельца. Например, для
зимних выездов рекомендуется использовать стальные тросы, однако работать с ними нужно обязательно в
плотных перчатках – чтобы не поранить руки об «обломки» тонких стальных нитей. А вот синтетические
тросы менее травмоопасны, но «боятся» излишней влаги – поэтому после каждого использования их необходимо
тщательно просушивать.
Лебедочный трос должен выдерживать заявленный вес и в процессе работы не растягиваться. В противном
случае разрыв натянутого троса может быть травмоопасным для находящихся рядом людей или серьезно
повредить автомобиль.
Сильное растяжение троса приведет к уменьшению его
эффективности.
Выбор троса
Разобравшись в терминологии, самое время определиться, какой же трос лучше всего использовать для
своих целей. Выбор, на самом деле, небольшой: либо стальной (он же железный) трос, либо синтетический.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ТРОС не требует к себе внимания, достаточно долговечен, но неудобен и травмоопасен. Проволочные заусенцы могут поранить руки, а при обрыве
опасность увечий достигает, без преувеличения, смертельных масштабов. Поэтому использование тросогасителя обязательно (утяжеление вешается на трос примерно посередине, и в случае порыва он складывается
пополам, а не летит куда попало).
С СИНТЕТИЧЕСКИМ ТРОСОМ работать куда приятней,
плюс он не тонет в воде, что тоже удобно. Еще одно важное достоинство — малый вес. Для легеньких ATV и
UTV это вообще весьма важно, а в соревнованиях особенно (почти во всех дисциплинах тяговые механизмы
на мотовездеходах разрешены), да и для полноразмерных внедорожников это тоже немаловажный фактор.
Тут каждый лишний килограмм очень мешает.
Опять же — «синтетика» сильно безопасней стали, но все равно не следует прикасаться к натянутой «веревке», не надо стоять прямо рядом с ней в процессе лебежения. Работать лучше тоже в толстых перчатках (для железа это само собой разумеется). Так вы избежите
появления мозолей на ладонях.
И необходимо помнить, что после грязевых ванн такой трос надо стирать и хорошо сушить. Не следует надолго оставлять его под снегом, дождем, палящим солнцем.
УДЛИНИТЕЛЬ ТРОСА ЛЕБЕДКИ позволяет дотянуться до удаленного дерева или автомобиля, когда штатного троса
лебедки не хватает. Удлинитель должен отвечать тем же требованиям, что и используемый лебедочный трос. То есть,
выдерживать заявленный вес и не растягиваться в процессе работы. Удлинители лебедочного троса изготавливаются
из отрезка того же стального или синтетического троса, что используется для лебедки или из плоских строп. Приоритет
выбора зависит от целей и условий эксплуатации и хранения.
Важно, что удлинитель лебедочного троса должен иметь петли на концах для закрепления.
КОРОЗАЩИТНАЯ СТРОПА служит для обеспечения сохранности коры деревьев в процессе использования
лебедки.
Использование корозащитных строп шириной
не менее 75 мм является обязательным условием для участия во внедорожных соревнованиях и чемпионатах.
Применение корозащитной стропы предохраняет синтетический трос лебедки от преждевременного износа.
Как раз для этого аксессуара больше подходит термин «стропа», так как «корозащитка» для выполнения своих функций должна быть максимально широкой. При
этом ее длина часто не превышает полутора-двух метров. Иногда ее называют и «корозащитная шлея», поскольку именно в этом использовании ее функция лямки, обхватывающей ленты, очень наглядна.
Свойства корозащитной стропы аналогичны лебедочному тросу — она должна выдерживать достаточный
вес и не тянуться при работе. На концах корозащитной стропы изготавливаются петли для крепления.
БУКСИРОВОЧНЫЙ ТРОС (его еще называют буксирным)
может быть выполнен с мягкими петлями на концах или с металлическими крюками. В зависимости от этого изменяется тип его закрепления за буксирные проушины
или фаркоп. Основная задача буксировочного троса –
выдерживать заявленную массу буксируемого автомобиля с учетом периодических резких рывков, когда нагрузка
значительно увеличивается. Дополнительно буксирный трос должен выдерживать агрессивную внешнюю среду
— трение об асфальт при провисании и т.п.
Буксирный трос может использоваться как удлинитель для троса лебедки при условии, что его «грузоподъемность» соответствует или выше разрешенной нагрузки
троса лебедки. Однако, небольшая длина троса ограничивает его применение в этом качестве. Буксирный трос может использоваться и в качестве корозащитной
стропы, если он изготовлен в виде ленты достаточной ширины. Для уменьшения воздействия на кору дерева
трос можно намотать в несколько оборотов. Главное — помнить, что свободные концы троса, закрепляемые за
крюк лебедки, должны иметь одинаковую длину. Буксирный трос запрещается использовать для вытягивания другого автомобиля методом рывка. Буксирный
трос не предназначен для этого и может повредить буксирные проушины автомобиля или разорваться.
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРОПА имеет несколько разных наименований: динамический трос, рывковый трос,
рывковая стропа, динамика. Все эти названия применяются к выпускаемым в различных видах аксессуарах, но имеющих одно целевое назначение.
Динамическая стропа или рывковый трос — самый сложный и дорогостоящий аксессуар. Особое плетение
и используемые материалы позволяют ей плавно растягиваться при нагрузке, после чего возвращаться в исходное положение. Почти как «резинка» в замедленном действии. Качество и рабочие характеристики таких строп
зависят от качества материалов и изготовления.
Основное назначение динамической стропы — вызволение застрявшего автомобиля методом рывка с разгона. Свойство «динамики» растягиваться и сжиматься
позволяет делать рывок мягким и эффективно применять силу рывка. Как и остальные тросы, динамика
также имеет ограничения буксируемого веса. Однако,
если для буксирного троса превышение «грузоподъемности» троса будет плюсом, то большое превышение
веса на разрыв динамической стропы над весом буксируемого автомобиля уменьшит эффективность ее работы. Динамическая стропа пригодна и даже больше
подходит для буксировки автомобиля.
Однако, при буксировке с помощью «динамики» стропа может быть повреждена из-за трения об асфальт, а в последующем разорваться при рывке и представлять опасность.
Плюс, при буксировке можно повредить дорогостоящий аксессуар.Динамическая стропа не пригодна для использования в качестве удлинителя лебедочного троса и не пригодна
для использования в качестве корозащитной стропы. Свойство динамики растягиваться сделает неэффективным и
опасным ее использование в таком качестве.
Крюки, шаклы, полиспасты и другие непонятные слова...
Если вы претендуете на звание настоящего джипера, то такие замысловатые слова, как «полиспаст» и «шакл» не
должны вас пугать – все это лишь поможет сделать буксировку застрявшей машины еще более эффективной.
КРЮК – это неотъемлемая часть любой лебедки. Именно с помощью него происходит зацепление троса за
крепление техники.
Крюки должны обладать высокой прочностью: на них приходится максимальная нагрузка при буксировании
и лебежении. Крюки redBTR изготовлены из высокопрочной легированной стали и отвечают всем предъявляемым к ним требованиям.
ПОЛИСПАСТ (блок усиления) – это грузоподъемное устройство, предназначенное для выигрыша в силе, а также изменения
направления силы или тяги. Применение полиспаста увеличивает тяговую силу, но уменьшает скорость протяжки. Если вы используете не один блок, а несколько, то каждый дополнительный блок позволяет увеличить тяговое усилие в два раза к прилагаемому.
Использование блока-полиспаста вдвое уменьшает нагрузку на трос и лебедку. Благодаря этому электромотор работает
быстрее и для работы требуется меньше энергии. Применяя блок усиления с использованием длинных тросов, можно не
опасаться перегрева электродвигателя. Блоки усиления лебедки redBTR произведены из высококачественной стали,
имеют различия в размерах и предельно допустимых нагрузках. Применяются с любыми типами лебедок.
ШАКЛ – это такелажная скоба, являющаяся соединительным элементом. Имеются и
другие названия: мочка, серьга, чекель, скоба шакле, шакло
и т.д. Используется как надежный разъемный крепеж при фиксации и соединении буксировочных, динамических, корозащитных тросов, троса
лебедки и иных элементов. Также может являться переходником между несколькими тросами.
Представляет собой скобу и запорное приспособление
в виде винта или пальца. Они разделяются по материалу изготовления, форме, допустимой нагрузке и используемому покрытию. Металлические шаклы U-образной
формы чаще используются в строительстве и погрузоразгрузочных работах. Для офф-роуда принято исполь-
зовать шаклы омегаобразной формы из усиленной стали. Благодаря своей форме они легче закрепляются на
силовые бампера, тросы, стропы и реечные домкраты.
Шаклы имеют различные покрытия: оцинкованное или
стойкой краской, обработку антикоррозийными растворами и т.д.
Размер шакла тоже имеет значение, для квадроциклов меньше, для внедорожников больше, и чем больше
внедорожник, тем большего размера нужен шакл.
Большинство шаклов изготовлены из металла, но также
производят шаклы и из мягких материалов.
Они называются СОФТ-ШАКЛАМИ. Их отличительная особенность
в том, что они могут использоваться только с синтетическими тросами и выдерживают большие нагрузки. Их преимущество в быстроте
использования, когда нет необходимости постоянно выкручивать запорный винт. Софт-шаклы можно применять для быстрой фиксации, они не тонут в воде и достаточно лёгкие по весу. Обычно изготовлены из нейлона.
И ещё один вариант, это
ШАКЛ- ПРОУШИНА. Он является заменой обычному крюку
лебедки и отличается более
безопасным и надёжным применением. Обычные крюки лебедки могут истирать как трос, так и стропы, либо со временем слетать, в отличие от шаклов-проушин. Последние
используются с чугунными, алюминиевыми клюзами и направляющими роликами лебедки. Кроме того, шакл-проушина исключает смещение при боковых нагрузках.
ВЫБИРАЕМ
ПРАВИЛЬНО
При выборе шакла стоит обращать внимание на присутствующую на нем маркировку. Если шакл правильный,
то на нем всегда должно быть указано обозначение предельной нагрузки. При отсутствии такового лучше сто раз
подумать, а стоит ли его использовать. Ведь это может обернуться плачевно не только для вашего автомобиля,
но и для тех, кто находится рядом.
Теперь разберемся с общепринятыми обозначениями маркировки
На некоторых шаклах можно встретить WLL (Working Load Limit) или SWL (Safe Working Load), что означает
предельную рабочую нагрузку. Например, WLL 4 3/4t это 4 целых тонны и дробная ¾ тонны, что равнозначно 4,75 тонн рабочей нагрузки. Еще может встречаться
MBS (Minimum Breaking Strength), что означает минимальную прочность или нагрузку на разрыв. Этот параметр обычно значительно больше чем WLL.
Иными словами, длительная работа в пределах WLL безопасна, а ее превышение ведет к накоплению усталостных
деформаций. И уже при достижении MBS появляется высокая степень вероятности разрушения изделия.
Пожалуй, со всеми основными типами тросов, строп, шаклов и других приспособлений удалось разобраться.
Остаются различные такелажные аксессуары, которые
также могут использоваться в качестве, например, буксирной стропы, но это уже отдельная тема лайфхаков.
В заключение нельзя не упомянуть один важный момент:
отправляясь в серьезное путешествие, стоит доверять проверенным брендам, занимающимся производством
и продажей профессиональных аксессуаров и оборудования — таким, как redBTR.