Первый внедорожный

Засесть и лебедиться: ликбез по автомобильным лебедкам

Бытует мнение, что без лебедки внедорожник неполноценен. Оно верное, но не полностью. Без лебедки, как минимум в багажнике, неполноценен любой автомобиль, который хотя бы иногда съезжает с дорог общего пользования. Будь вы спортсмен-трофист, или охотник-турист, без средств самоспасения на бездорожье вам не обойтись.

На сегодняшний день рынок тюнинга преисполнен различными деталями и приспособлениями. Но какие именно по-настоящему нужны, а какие – просто маркетинговая пустышка? Автомобильная лебедка – безусловно, нужная в обиходе любого джипера вещь. Давайте разбираться, какие бывают лебедки, как выбрать подходящую для себя и правильно ею пользоваться. Существуют различные виды автомобильных лебедок.

Ручные или "Помоги себе сам"

Просты, надежны, автономны. Различают барабанные, червячные, рычажные и монтажные. В ручной лебедке трос (стропа) наматывается на цилиндр вращением ручки. Проще некуда, но, справедливо отметить, что есть очень весомый недостаток – это слабое тяговое усилие. Больше тонны ручкой накрутить сложно, да и в условиях сурового бездорожья тратить свои силы на «кручение» ручки – это последнее, чего хочется.

Спокойно, без рук: стационарные лебедки

Электрические, гидравлические и механические лебедки, устанавливаемые на автомобиль «на постоянной основе», называют стационарными. Удобно. Один раз смонтировал, подключил и помощь всегда под рукой, только трос размотать.

На сегодняшний день самым популярным видом автомобильных лебедок являются электрические: именно они позволяют водителю с наименьшими энергозатратами вытащить засевшую машину, без привлечения сторонних лиц или спецслужб.

Популярность также обусловлена способностью тащить автомобиль с выключенным двигателем и простотой конструкции. Их механизм работает от пульта управления, а это значительно упрощает процесс освобождения застрявшего автомобиля из грязи, болота или ямы.


Самое главное преимущество электрических лебедок – простота монтажа. Они не требуют подключения дополнительных шлангов или использования человеческих сил, подключаются только с помощью проводов и обладают необходимой мощностью.


Одними из самых «оптимальных» для активного использования являются лебедки redBTR серии ХАНТЕР: они надежные, влагозащищенные (степень защиты IP67) и проверены временем.

Название лебедок этой серии говорит само за себя: именно они устанавливаются на конвейере Ульяновского автомобильного завода на модели «Хантер» и «Буханка» в комплектации «Экспедиция», но также предусмотрена и возможность установки таких лебедок на модель «Патриот» и другие автомобили (Lada Niva Legend и Niva Travel, Suzuki Jimmy, Jeep Cherokee, Mitsubishi Pajero и др.). В настоящее время выпускается доработанная версия легендарной лебедки Хантер. Каждая из них оснащена кабелем питания, длиной 1,7 метра с сечением провода 25 мм². Имеют мощность от 5 до 6,5 л.с. Шестерни редуктора выполнены из высокопрочной легированной стали. Данная серия лебедок является сравнительно недорогой. Однако, несмотря на бюджетную стоимость, эти лебедки оснащаются аксессуарами из более премиального сегмента: например, каждая лебедка redBTR Хантер оснащена дистанционным радиоуправлением.


Еще один интересный бонус автомобильных электрических лебедок – это то, что они бывают съемными.


Если установить в районе переднего или заднего бампера силовые площадки и оборудовать электрические розетки, то одну съемно-навесную лебедку можно использовать для тяги в любую сторону. Опять же, когда лебедка не используется, она хранится в багажнике, не привлекает внимания злоумышленников и сотрудников ГИБДД, а также может быть использована вне автомобиля при других работах.

Как правило, на такие лебедки устанавливается несъемный блок управления: он является конструкционной частью самой лебедки – это делает их более влагоустойчивыми. Яркий и доступный на рынке пример такой лебедки – лебедки redBTR серии COUNTRY SIDE.

Помимо силиконовых уплотнителей в местах крепления электродвигателя и редуктора к кронштейнам со стороны барабана установлен сальник с грязезащитной манжетой. Благодаря этому лебедка соответствует высочайшему классу пыле- и влагозащиты IP68 и может работать даже под водой. Благодаря скрытой контактной группе, в такой лебедке нет лишних проводов. Мощный мотор и быстрый редуктор обеспечивают заявленное тяговое усилие при высокой скорости намотки. Данную лебедку можно смело считать той самой «американской классикой»: стильный корпус подразумевает установку «напоказ».

Как выбрать лебедку для себя?

Начнем, пожалуй, с основных характеристик автомобильных электрических лебедок.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ — важнейшая характеристика, по которой различаются автолебедки. Величина обозначается в тысячах фунтов, маркировка идет, к примеру, «9500 lbs» (иногда «9.5 lbs»). Каждая тысяча фунтов — это примерно 450 кг. Общепринято, что тяга лебедки должна в полторадва раза превышать массу автомобиля. Вот и получается, что 6000 lbs подойдет для нечастых съездов на бездорожье и подспорья при извлечении машины из раскисшей колеи или сугроба, например, для Нивы или другой подобной машины. Для выездов на охоту и рыбалку, заездов туда, где нет дорог нужны лебедки с тягой в 2 массы полностью загруженной машины. Для спорта и экспедиций рекомендуются лебедки, способные вытянуть три массы автомобиля. От 9 до 12 тысяч фунтов используют в качестве лебедки для различных моделей УАЗ («девятка» - для Буханки и Хантера, «двенашка» - для более тяжелого Патриота). В линейке redBTR представлены лебедки с различным тяговым усилием, в том числе и специальные, «усиленные». Например, лебедки серии TROPHY предназначены для тяжелых условий эксплуатации и трофи-рейдов.

Многолетний практический опыт специалистов redBTR помог спроектировать данную серию с учетом особых требований, предъявляемых к лебедкам для спортивного использования. Суровые условия бездорожья требуют особых качеств от лебедки. Для этого корпус прошел дополнительные стендовые испытания и обладает более высокой жесткостью на скручивание, а электромотор стал более мощным. Редуктор стандартный для автомобильных лебедок – планетарный трехступенчатый, однако за счет увеличения ширины шестерен редуктора увеличена площадь контакта зацепления зубьев. Это позволяет воспринимать увеличенные нагрузки без их разрушения.

СКОРОСТЬ НАМОТКИ – еще одна из важнейших характеристик лебедки, особенно, если приобретается она для участия в соревнованиях. Иногда можно встретить даже такой вид состязаний, как «Гонка лебедок»: побеждает в нем тот, чья лебедка при прочих равных быстрее всего намотает трос.


Важно помнить: тяговое усилие и скорость намотки троса напрямую зависят от мощности мотора и передаточного числа редуктора! Именно совокупность этих параметров определяет технические характеристики лебедки.


ВОЛЬТАЖ — также одно из базовых отличий. Большинство ныне представленных на рынке лебедок рассчитано под использование на машинах с бортовой сетью 12 V. Тут все очевидно, 24-х вольтовая система на легковых авто в наши дни не используется. Она присутствовала только на совсем старых внедорожниках, вроде ранних «Патрулей». Потому для большинства современных автовладельцев все просто — им необходима лебедка автомобильная 12 V, которую легко купить и поставить. Впрочем, если во владении у вас возрастной транспорт, или, к примеру, полноприводный грузовик, механизмы под 24 V все еще есть в продаже. Их, в частности, регулярно используют в качестве лебедок для эвакуаторов – о них мы расскажем немного позднее. И подобная же продукция эксплуатируется в качестве средств внедорожного самоспасения обладателями различной крупной и архаичной техники.

ВЕЛИЧИНА СИЛЫ ТОКА, ПОТРЕБЛЯЕМОГО ЛЕБЕДКОЙ – немаловажная характеристика, на которую многие не обращают внимания. От данного параметра напрямую зависит тяговое усилие, выдаваемое лебедкой. Бытует мнение, что тока, выдаваемого автомобильным генератором, достаточно для питания автомобильной лебедки, однако это не так. В моменты пиковых нагрузок потребляемая сила тока лебедки может доходить до 500 А, а генератор попросту не выдает такого тока. Поэтому питание лебедки происходит от комбинации аккумулятора и генератора. При установке лебедки важно заранее позаботиться об аккумуляторе с достаточными характеристиками пускового тока. Помимо этого, не стоит забывать и об увеличении ёмкости аккумулятора, т.к. штатного аккумулятора едва ли хватит на длительное время эксплуатации лебедки, особенно при преодолении затяжных препятствий. Или можно воспользоваться устройством развязки аккумуляторов.

Однако, какой бы мощной и крепкой ни была лебедка, важно помнить, что она предназначена для того, чтобы помочь автомобилю преодолеть то или иное препятствие. Разница в тонкостях, но она огромна — заставляет полностью пересмотреть общепринятую технику преодоления бездорожья: не бездумно ломиться, а потом, откопав лебедку, тащить ею перед автомобилем тонну грунта под звуки лопающегося троса и горящего мотора, а пройти труднопроходимый участок ногами, определить наиболее оптимальную траекторию движения и лишь в критических моментах быть готовым помочь автомобилю лебедкой перевалить особенно сложные для проходимости места. Именно тогда лебедка сможет по-настоящему показать все преимущества и превратит прохождение бездорожья не в тягостное испытание, а в интересный, несущий лишь положительные эмоции квест.
Назад
Поделится в соцсетях:
X
КАТАЛОГ Акции О нас Техраздел Как купить Контакты Журнал ПЕРВЫЙ ВНЕДОРОЖНЫЙ Блог Школа ОФФ-РОУД Тюнинг своими руками Поиск лебедки по серийному номеру Новости rus/en Войти